Рискну открыть эту темку. Не могу себя причислить к заядлым театралам, но театр люблю и несколько раз за сезон мне удается посетить наши местные храмы Мельпомены. Хочу поделиться впечатлениями. Спектакль "Забыть Герострата" по пьесе современного автора Григория Горина, в постановке и исполнении актеров нашего ТЮЗа.
Это историческая трагикомедия в двух действиях с глубоким философским смыслом о человеческих ценностях и пороках. Проблемы, поднимаемые в ней, в принципе актуальны в любое время: тщеславие, желание прославиться, подлость, цинизм, малодушие, жажда наживы.
Декорации не очень богаты – имитация нескольких каменных колон, а вот спецэффекты (свет, пар) создают на протяжении всего спектакля иллюзию, что являешься свидетелем и даже немного участником тех событий. В пьесе есть один такой момент, когда главный герой (Герострат) обращаясь к другому (Человек из будущего, наш современник, но они его называют просто Человек), говорит: «я хочу, чтобы ты ушел», потом добавляет, показывая на зал: «и они тоже».
Сам спектакль начинается сценой пожара, бегают испуганные люди, благодаря освещению создается впечатление, что, действительно, недалеко пылает огромный костер и все это сопровождается музыкой, от которой бегут мурашки по коже.
Затем все застывают неподвижно, и через секунду гаснет свет, музыка смолкает. В полной темноте и тишине из глубины сцены идет лазерный луч и будто из него появляется человек в черном (черный плащ, черные очки). Это Человек из будущего — своеобразное воплощение здравого смысла. Он, с одной стороны, посторонний наблюдатель, с другой — не может оставаться равнодушным к происходящему, поэтому его поступки и советы оказываются решающими. Он подходит к краю сцены и начинает повествование:
«...В четвертом веке до нашей эры в греческом городе Эфесе сожжен храм Артемиды. Сто двадцать лет строили его мастера. По преданию, сама богиня помогала зодчим. Храм был так великолепен, что его внесли в число семи чудес света. Толпы людей со всего мира стекались к его подножию, чтобы поклониться богине и поразиться величию дел человеческих. Храм простоял всего сто лет, хотя мог бы - тысячелетия. В роковую ночь триста пятьдесят шестого года до нашей эры житель Эфеса, базарный торговец по имени Герострат, сжег храм Артемиды...»
Вот такое эффектное начало производит впечатление и сразу переносит далеко назад во времени. Действие на сцене настолько увлекает, что на какое-то время забываешь о реальности.
Если кратко о сюжете, то это история о человеке, который ничего не смог добиться в жизни (бизнес прогорел, женился по расчету на некрасивой и, как выяснилось, беременной от другого женщине, которую потом вернул в отцовский дом, заплатив неустойку, т.е. повторно прогорел, потому что женился из-за преданного), но имевший просто гипертрофированное самолюбие и тщеславие, и еще изощренный ум. Он решил прославиться, бросив вызов богам – сжег храм, после чего вышел на площадь и громко во всеуслышание заявил: «это сделал я и мое имя - Герострат». Далее он, используя свое умение манипулировать людьми и человеческие пороки (жадность, подлость, жажду легкой наживы, снова тщеславие, трусость и др.), находясь в тюрьме, начинает влиять на жизнь этого города. Сначала ему удается отстрочить свой суд, тюремщик превращается в его почти слугу (за деньги), затем жена правителя, Клементина, становится его любовницей (как расплата за славу – он обещает ей, что на суде объявит, что совершил свое злодеяние из-за неразделенной любви к ней). Смещают с должности уважаемого, честного и справедливого судью Клеона, который видя беспредел, творящийся в городе, пытается противостоять Герострату, приблизить час суда.
А в городе тем временем появляются рукописи Герострата, где он провозглашает некий лозунг: «поступай, как хочешь, не взирая на богов, и не считаясь с людьми». И у него появляются последователи, которые причисляют его почти к божеству (он, ведь, бросил вызов богам и не был наказан, значит, он им ровня). Вот наблюдая это все, Клеон и пытается призвать к здравому рассудку правителя Тиссаферна, который являясь «подкаблучником» своей молодой жены, идет даже сам на преступление (убивает тюремщика, чтобы скрыть измену жены).
И в дальнейшем, когда после смещения с поста, Клеон добровольно становится тюремщиком, именно Тиссаферн (все по той же причине) передает нож Герострату для убийства бывшего судьи, открывающего возможность побега. В финале Клеон, самообороняясь (но не без помощи Человека из будущего), убивает преступника. В самом конце говорят, что храм был восстановлен, но когда Человек из будущего просит Клеона назвать имена мастеров, тот с ужасом понимает, что не помнит:
«- Вспомни! Это очень важно!
- Не помню!»
Вот так, к сожалению, во все времена существовала эта несправедливость: люди, делающие доброе дело, не всегда сохраняются у нас в памяти, а, творящие зло, остаются там надолго, а иногда их имена проносятся через века, как в данном случае.